Микола Малуха (jesfor) wrote,
Микола Малуха
jesfor

Гарри – разделитель христиан

Представляю вашему вниманию прекрасную статью al_friendster относительно восприятия христианским сообществом Гарри Поттера. К сожалению, верующие часто замыкаются на толковании образов и пропускают глубокий смысл.

Одни христиане видят в книге Дж. Роулинг пропаганду оккультизма, а другие — прообраз искупительной жертвы Христа

Выход на широкий экран двухчастного «Гарри Поттер и Дары Смерти», экранизации последнего тома волшебной саги Дж. К. Ролинг, усугубил двойственное отношение христиан к фэнтезийному кино в общем и к гепталогии (серии из 7 частей) про колдуна из Хогвартс в частности.

Прогрессирующая амбивалентность, – так можно охарактеризовать чувства и мысли христиан, говорящих и пишущих о богословии мира Поттера и реального для многих мира теологии Нового Завета. Созданную творческим сознанием Ролинг вселенную ведущие киношные журналы уже успели окрестить «гениальной» и «выдающейся», притом сделали это, скорее всего, кидалты, выросшие вместе с героем, которого сыграл Дэниэл Рэдклифф.

Сама саги содержит в себе ряд подводных камней. Во-первых, фильмы, снятые интересно и талантливо, не всегда отражают книжный оригинал. Во-вторых, части неоднородны: первые магичны, светлы, веселы; последние две, по словам кинокритика Маршалла Файна из Huffington Post, имеют дело с серьёзными вопросами и игнорируют интересы тинейджеров. Этот смысловой скачок известен нам и по фильмам с Бэтменом, где в последней части человек-мышь описан сложным языком экзистенциальной психологии – реалистично-концентрированным изображением людских пороков и их антиподов, временами дезориентированных положительных героев. Но «Бэтмен», в отличие от «Гарри Поттера», не смог катализировать раздвоенность христиан в оценках.

Прельщённый палочкой

Всё началось в 2002 году, когда одиннадцатилетние Дэниэл Рэдклифф и Эмма Уотсон снялись в экранизации одноимённого романа Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень». Тема магии и колдовства, составляющая фон для сюжетных перипетий, не на шутку встревожила американских христиан, читающих Библию каждый день. Именно чародейство во всех его проявлениях стало ведущим заставило верующих в Иисуса людей стать на путь осуждения киноленты.

Следующий шаг сделал авторитетный в евангельских кругах США руководитель влиятельной просемейной организации Focus on the Family Джеймс Добсон. Он выступил против семейного просмотра фильмов с Гарри Поттером, подчеркнув: «… достаточно трудно игнорировать эффект, которым подобные истории (хотя и вымышленные) могут воздействовать на молодые, впечатлительные умы». Запрет церковью чего-либо во все времена привлекал особенное внимание тех, кто искал острых ощущений. Неодобрение американскими евангельскими христианами поттеромании, как и бойкот Католической церковью – правда, по иным причинам, – киноленты «Код да Винчи», стал своеобразной рекламой и возродил древний механизм «обратной пропорции»: «что запрещено, на то и идём в кино».

Не особо утруждаясь анализом таких нюансов, лидер американской организации Prison Fellowship Ministries Чак Колсон, известный русскоязычному читателю по книге «Конфликт царств», посоветовал американским детям книгу (и фильм заодно) не читать, переориентировав их на классику жанра – «Властелин колец» Д.Р.Р. Толкиена. На этом ярком фоне петиция польских священниковиз города Гливица о недопущении знакомства с книгами, где «опасный мир волшебства представлен исключительно в положительном свете» выглядит довольно запоздалой. Хотя стоит заметить, что для консервативного протеста против любого движения всегда найдётся время и место.

Сей протест может быть и несколько непоследовательным. Сегодня родители-христиане признают, что именно экран монитора стал основным источником получения знаний для детей, потому стараются привить любовь к классическому чтению. Когда же в продажу начали поступать книги о Гарри Поттере и дети взахлёб стали читать выполненные на скорую руку переводы, родители решили оградить своих отпрысков от магических искушений, и книги были отобраны. Хотя именно тогда сложилась уникальная ситуация, когда не читающие дети в буквальном смысле охотились за изданиями с фамилией Ролинг на суперобложке.

Гарри и серьёзные вопросы

Ирония многообразия реакции христианства на окружающий культурный фон такова, что если где-то отношение к поттеромании фундаментально негативно, то это не всегда распространяется на всех без исключения.

Священник Епископальной церкви США и автор книги «Бог и Гарри Поттер в Йеле» Дэниэль Тумминио была первой, кто на университетском уровне решил создать спецкурс по взаимоотношению христианского богословия и мифологии мира Ролинг. Онаотмечает: «Мой план состоял в том, чтобы сместить акцент с колдовства, которое до этого стояло в центре внимания христиан, и сосредоточиться на разнообразии иных богословских тем, включая прощение, спасение и благодать». Имея в обращении традиционные для христианского богословия темы, либеральный теолог имеет всё больше шансов на успех по одной причине: последние части «поттерианы» изменились до неузнаваемости. Первые серии, снятые Крисом Коламбусом («Один дома», «Один дома-2») были и остаются интересны преимущественно детям, последние, Дэвида Йэтса, – для более взрослой аудитории. Трансформации подверглось всё: впервые за всю историю экранизации обе части «Гарри Поттер и смертельные реликвии»получили от Американской киноассоциации гриф «PG-13». Это означает требование присутствия родителей при просмотре. Причина – сцены жестокости и насилия.

Нужно признать, что именно тяжёлая и хмурая атмосфера последних кинолент расчистила поле для содержательного разговора с теми, кто знал Гарри ещё 11-летним. Дэниэль Туммимио в серьёзном подходе к романам Ролинг не одинока. Официальная газета Ватикана L’Osservatore Romano, как и в 2009 году относительно «Гарри Поттер и Принц-полукровка», неожиданно для всех напечатала позитивную рецензию, описывая фильм как «уникальную и долгую историю формирования через болезненные утраты и смерти героя и его спутников, которые обретают зрелость на пути от лёгкости младенчества к сложным реалиям взрослой жизни». Одобрение ватиканского СМИ сюжетных линий фильма вызвало на свет качественно новые дискуссии, делающие акцент на акте самопожертвования Гарри ради спасения Хогвартса и его мира в целом.

В дискуссию вовремя вступил протодиакон Андрей Кураев, давний эксперт по кино и автор профильной книги «“Гарри Поттер„ в Церкви: между улыбкой и анафемой», заявивший, что оригиналы произведения содержат христианскую перспективу и даже содержат цитаты из Нового Завета. И здесь действительно есть о чём подумать: Гарри, спрятав волшебную палочку за спину, жертвует собой ради своих близких (параллели ясны), Волан-де-Морт убит своей собственной палочкой, и побеждает, по мнению о. А. Кураева, «некая высшая (промыслительная) правда». Мир Гарри Поттера консервативен: предводителя злых сил автор называет Dark Lord (Тёмный Господин), как и во вселенной Звёздных войн ситхов называют адептами тёмной стороны Силы. Отсутствие смешивание моральных категорий – очень сильная сторона книг Ролинг.

Однако кажется, что зрителя вырывают из сказочной истории, где happy end считается правилом хорошего тона, и помещают в саму густоту реальной, невымышленной жизни, где, как отмечает L’Osservatore Romano, «смерть, бывшая до того редким исключением, стала исполнителем главной роли».

Горшечник и дети

Если попытка деоккультизации «поттерианы» будет успешной, то миссия теолога Тумминио может иметь все шансы на успех. «В конце первого года я преподавала курс „Гарри Поттер и христианское богословие“, и ко мне подошла одна второкурсница, попросила со мной поговорить, – делится учёный-новатор. – Она вышла из светского окружения, где разговоры о религии находились в категории табу . Она мне сказала: «Ваш класс дал мне повод говорить о вопросах исключительной важности. Такого ещё никогда не было».

Итак, координаты сторон предельно ясны. Последние фильмы о волшебнике в очках свидетельствуют о дальнейшей поляризации позиций христиан. Нужно признать, что «Гарри Поттер и Дары смерти» — достойный «камень преткновения» и, как любое неординарное произведение искусства, просто обязано вызывать у верующих людей противоречивые оценки. В этих кинолентах, очевидно, должно быть педагогическое и миссионерское дно. Что же касается попыток зарубежных христиан контекстуализировать для своей общины подтексты фильмов о Поттере, то их можно только приветствовать. Ведь поводы для содержательных бесед родителей и детей и так нечасто выходят на широкие экраны.


Tags: christianity, думки єретика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments